Преимущества и недостатки
Генераторы с автозапуском обеспечивают подачу резервного питания во время отключений основной энергосети. Главное преимущество этих устройств состоит в том, что запуск и остановка электростанций происходит без участия человека. К прочим преимуществам можно отнести:
- высокую надёжность автоматики;
- защиту от КЗ во время работы станции;
- минимальное обслуживание.
Надёжность системы аварийного питания обеспечивается проверкой блоком АВР условий, соблюдение которых разрешает запуск генератора. К ним относятся:
- отсутствие короткого замыкания в обслуживаемой линии;
- факт срабатывание вводного выключателя;
- наличие или отсутствие напряжения в защищаемой зоне.
При несоблюдении одного из перечисленных условий, команда на запуск двигателя не поступит.
Говоря о недостатках, можно отметить, что генераторы с системами автозапуска требуют к себе повышенного контроля над состоянием аккумуляторной батареи и своевременной дозаправкой топлива. Если генератор долго бездействует, необходимо тестировать его запуск.
Установка бензинового генератора
Процедура не вызовет сложности и не потребует особых условий. Для качественной установки бензинового генератора необходимо соблюдать основные правила безопасности:
- Обеспечить свободный доступ к установке.
- Не размещать прибор в домах, высота потолка в которых ниже 2,5 м.
- Соорудить специальную выхлопную трубу для моделей, которые имеют воздушную систему охлаждения.
- Не устанавливать прибор в места, куда проникают прямые солнечные лучи. Это может спровоцировать перегрев бензинового генератора и его скорейший выход из строя.
- Обеспечить хорошую вентиляцию в доме, где находится установка. Есть риск того, что выхлопные газы провоцируют взрыв.
- Защитить установку от попадания влаги и пыли.
О схеме управления
Когда я занимался созданием АВР у меня было несколько особых требований к его работе:
- У меня не так часто отключают электричество, поэтому я решил, что мне не нужен автозапуск генератора, а вот от автоматической остановки генератора я решил не отказываться: когда сеть восстанавливается, генератор сам затихает и сразу понятно, что теперь с питанием всё хорошо, да и бензин экономится
- После старта генератора ему надо дать время прогреться и только после прогрева давать ему нагрузку. Т.е. мне нужен был таймер включения АВР после подачи напряжения от генератора
- После восстановления напряжения в сети часто происходили повторные отключения через короткий промежуток времени, поэтому мне нужен был таймер, который бы выждал перед переходом с генератора на сеть некоторое время и не глушил сразу генератор
- Генератору, говорят, полезно перед выключением немного поработать без нагрузки. И для этого мне тоже нужен был таймер
Таким образом вырисовывалась картина, что мне нужен контроллер с несколькими таймерами. В те времена я увлекался кодингом на AVR, поэтому решил сделать такой контроллер на Atmega 8a. Хорошо бы, чтоб контроллер работал долго и надёжно. Кроме того, чтобы сделать полную гальваническую развязку и снабдить контроллер сторожевым таймером я ничего более не придумал. Ну и сделать схему и программу максимально простыми. Поскольку делалось всё для себя, то все настройки и калибровки решил оставить в коде — весь UI свелся к одному светодиоду )
Основная задача контроллера – мониторить напряжение на вводах и, при необходимости, переключать вводы. При этом приоритетным является ввод от деревенской сети.
Тут стоит отметить, что качество сети таково, что колебания от 150 в до 250 в вполне обычное явление. Поэтому понятие что есть хорошее питание от сети очень размыто. Через какое-то время я решил эту проблему, когда поставил на весь дом один мощный тиристорный стаблизатор напряжения на 11 кВт
Но, важно, стабилизатор можно ставить только до АВР, а не после! Включать стабилизатор для генератора категорически не рекомендуется. Есть опасность, что при определенной комбинации нагрузок, особенно всяких мощных насосов, система из генератора и стабилизатора станет неустойчивой и войдет в автоколебания
После некоторых раздумий нарисовал такую схему в Eagle.
В схеме есть два идентичных трансформаторных источника питания, при наличии напряжения на любом из вводов схема обеспечена питанием. Между вводами возможно напряжение в 600в, поэтому изоляция трансформаторов должна быть хорошей. Питание берется после пакетников QF3 и QF4 соответственно.
У каждого источника есть резистивный делитель напряжения, защищенный от перенапряжения стабилитроном – с него производится путём нехитрых расчётов измерение напряжение сети с помощью АЦП микроконтроллера.
Для коммутации катушек контакторов применяется стандартная схема из даташита для управления семисторами. 2 штуки ). Катушки — это индуктивная нагрузка, поэтому цепи снаббера на выходе из резистора и конденсатора обязательны.
У меня был релейный модуль с али, который используется для останова генератора. На схеме он просто прямоугольник с тремя выводами.
Из особенностей еще в качестве генератора опорного напряжения использован TL431. В остальном всё включено стандартно для Atmega 8. Есть светодиоды для индикации наличия напряжения питания на вводах и один светодиод статуса устройства. Тактируется схема с помощью внешнего кварца на 16 МГц.
Eagle мне породил вот такую печатную плату. Никаких SMD, симисторы и стабилизатор с легкими радиаторами.
Два тороидальных трансформатора установлены прямо на плате. Плату изготовил традиционным радиолюбительским способом с помощью фоторезиста. После монтажа покрыл тремя слоями акрилового лака. Надеюсь не пробьет его высокое напряжение.
АВР для генератора: что это такое
АВР – расшифровывается как автоматическое включение (ввод) резерва. Под резервом подразумевается какой-либо генератор, вырабатывающий электрический ток, в случае прекращения энергоснабжения объекта. Основной функцией АВР является своевременное переключение нагрузки между двумя источниками. Некоторые АВР настраиваются вручную, однако большинство устройств управляются автоматически, по сигналу о потере напряжения, в том числе и АВР для бензогенератора.
Одним из важнейших показателей, необходимых для автоматического управления служит напряжение, которое контролирует первичная обмотка. Сам переключатель обеспечивает изоляцию резервного генератора от переменного тока, поступающего из общей электрической сети. В этот период генератор находится во включенном состоянии и обеспечивает подачу временного питания потребителям. Работа автоматического ввода резерва осуществляется следующим образом:
- При отключении электричества через АВР генератору поступает команда о начале работы.
- После поступления на устройство сигнала о готовности генератора, АВР осуществляет его соединение с домашней электрической сетью.
- При возобновлении подачи электроэнергии в частный дом, АВР получает соответствующий сигнал и отключает резервное устройство.
- Одновременно автоматически переключается проводка между генератором и домашней сетью.
В случае необходимости можно выполнить настройку переключений с целью обеспечения питания только наиболее важных электрических цепей и участков. В качестве приоритетных назначаются системы отопления помещений, охлаждения оборудования и другие дополнительные схемы. Более сложные распределения применяются для крупных систем резервных установок, образующих мягкую нагрузку, плавно переходящую из синхронизированного генератора туда и обратно. Как правило эти установки применяются для того, чтобы сократить величину пиковых нагрузок.
Как сделать автоматический запуск генератора?
Сделать автоматический запуск генератора самостоятельно можно с помощью системы ATS. В последнее время многие производители продают устройства с наличием этой функции. Но вы можете столкнуться и с простыми моделями, которые не имеют эту функцию. При желании вы легко можете усовершенствовать свое устройство, сделав его универсальным. Установка блока управления не занимает много времени.
Главным условием для подключения блока к генератору является наличие в устройстве электростартера. Этот электрический элемент является базой для организации автоматического включения. Прежде чем пойти на рынок и приобрести себе блок управления необходимо проверить наличие электростартера на генераторе. Установить автоматический ввод резерва вы сможете на следующие виды генераторов:
- бензиновый;
- газовый;
- с наличием двухтопливной системы.
Мощность устройства и другие его технические характеристики не будут иметь никакого значения. Установку этого устройства лучше всего доверить профессионалу. Если вы не являетесь специалистом, тогда вам следует проводить подключение по инструкции. Эта техническая система состоит из двух элементов:
- Контролера. Это устройство защищено изоляцией и подключается к генератору с помощью защищенных проводов.
- Силовой части. Она включает в себя магнитные пускатели. Это исполнительная часть системы. Именно она в дальнейшем будет управлять вашей системой автоматического запуска.
Генераторы переменного тока: конструкция и принцип работы
Переменный ток промышленной частоты вырабатывается на электростанциях специально предназначенными для этих целей электромашинными синхронными генераторами. Принцип действия этих агрегатов основан на явлении электромагнитной индукции. Производимая паровой или гидравлической турбиной механическая энергия преобразовывается в электроэнергию переменного тока.
Вращающейся частью привода или ротором является электрический магнит, который и передает вырабатываемое магнитное поле на статор. Это – внешняя часть устройства, состоящая из трех катушек с проводами.
Передача напряжения осуществляется через коллекторные щетки и кольца. Медные роторные кольца вращаются одновременно с коленвалом и ротором, в результате чего к ним прижимаются щетки. Те, в свою очередь, остаются на месте, позволяя электротоку передаваться от неподвижных элементов генератора его вращающейся части.
Произведенное таким образом магнитное поле, вращаясь поперек статора, производит электропотоки, которые и осуществляют зарядку аккумулятора.
Однако для передачи импульса от генератора переменного тока к аккумулятору постоянного используется дополнительный диодный мост, который располагается в задней части устройства. Диод представляет собой деталь с двумя контактами, через которые в одном направлении проходит ток. А мост, как правило, состоит из 10 таких элементов.
Диоды делятся на две группы:
- Основные – необходимы для выпрямления напряжения и соединены с выводами статора.
- Дополнительные – направляют мощность на регулятор напряжения и контролирующую зарядку лампу.
Последняя крайне необходима в генераторе, потому что является контролирующим исправность привода контуром. Без лампы генератор переменного тока ни в коем случае не запустится на стандартных оборотах.
Для большего понимания, советуемпосмотреть популярные модели дизельных генераторов >>
Виды генераторов переменного тока
В зависимости от вырабатываемой энергии, генераторы подразделяются по мощности – на высокомощные и маломощные.
В быту наиболее оптимальными считается маломощное генераторное оборудование. Чаще всего, такие генераторы используют в качестве резервного электроснабжения. Также пользуются популярностью сварочные генераторы переменного тока.
Однако с бензиновыми моделями следует проявлять крайнюю осторожность, используя их только по назначению. Иначе их моторесурс значительно сокращается
Рекомендуем следующие модели генераторов переменного тока:
С целью создания автономного электроснабжения загородного участка, дома либо коттеджа в большинстве случаев применяется дизельный генератор.
Данный агрегат рассчитан на выполнение таких задач, которые соответствуют его моторесурсу и мощности.
Благодаря уникальным техническим характеристикам дизельгенераторы могут работать без перерывов в течение нескольких лет, что также положительно влияет на популярность этого оборудования.
О генераторах
К слову, у многих бытовых бензиновых генераторов обмотки никак не соединены с землёй. И это вполне нормально, когда вы питаете от генератора один электроинструмент. Но когда вам надо подключить генератор к дому, нужно сделать нулевой провод (N) и провод фазы (L). Для этого один из выводов генератора заземляется и из этой точки заземления уже независимо нужно вести в дом два провода – один будет нейтралью N, а второй – защитным заземлением (PE)
При выборе генератора нужно обратить внимание, можно ли заземлять его выход, порой это запрещено в инструкции к генератору, тогда такой генератор вам не подойдёт. Часто в Сети можно увидеть схемы подключения генератора без заземления и разделения линий N и PE
Не делайте так, дольше проживёте. Такие схемы хорошо работают до первого неудачного стечения обстоятельств. В типичных блоках питания современных электронных приборов стоят конденсаторы с линий L, N на землю. Если N не заземлить у генератора, то за счёт этих конденсаторов на линии N будет, если повезёт, 110 вольт относительно земли. Кстати, многие газовые котлы в таком режиме вообще перестают работать. Про влияние статики без присутствия заземления я уже писал выше.
Выбор генератора для легкового авто
За счет разного диаметра шкивов клиноременной передачи генератору придается большая угловая скорость в сравнении с оборотами коленвала. Частота вращения ротора достигает 12 – 14 тысяч оборотов ежеминутно. Поэтому ресурс генератора минимум вдвое меньше, чем у ДВС авто.
Генератором машина комплектуется на заводе, поэтому при замене подбирается модификация с аналогичными характеристиками и крепежными отверстиями. Однако при тюнинге авто мощность генератора может не устроить владельца. Например, после увеличения количества потребителей (подогрев сидений, зеркал, стекол), установки сабвуфера, аудиосистемы с усилителем требуется именно выбор нового, более мощного генератора или монтаж второго электроприбора в комплекте с дополнительным аккумулятором.
В первом случае следует выбрать мощность, достаточную для подзарядки аккумулятора с 15% запасом. При установке второго генератора начальный и эксплуатационный бюджет резко увеличиваются:
- для дополнительного генератора придется установить дополнительный шкив на коленвал;
- найти место для крепления корпуса электроприбора таким образом, чтобы его шкив размещался в одной плоскости со шкивом коленвала;
- обслуживать и менять расходники сразу двух «мобильных электростанций».
С возникновением бесщеточных моделей генератора некоторые владельцы производят замену штатного прибора этим девайсом.
Лучшие газовые генераторы с автозапуском
Generac 6520
Однофазный генератор из серии POWER PACT с двигателем воздушного охлаждения, автоматическим управлением. Станет идеальным вариантом для обеспечения электроэнергией частного дома, коттеджа.
Генератор создан на базе двигателя GENERAC, надежно спрятан в шумозащитном кожухе.
В качестве топлива можно использовать баллонный или магистральный газ. Для эксплуатации при низких температурах производитель рекомендует дополнить агрегат опцией «подогрев».
Характеристики:
- объем двигателя — 420 куб. см;
- активная мощность — 5 кВт;
- сила тока — 22.7 А;
- уровень шума — 60 дБ;
- есть глушитель;
- размеры — 95.7х64.3х68 см;
- вес — 115 кг.
Достоинства:
- низкий уровень шума и вибраций;
- легкий автозапуск;
- экономия денежных средств на покупке топлива;
- продолжительная автономная работа;
- интуитивно понятный дисплей с рабочими показателями;
- дополнительные опции;
- звукоизоляционный кожух;
- стабильное напряжение.
Недостатки:
нет.
BRIGGS & STRATTON G60
Однофазный генератор на базе двигательной системы Briggs and Stratton Intek I/C воздушного охлаждения. Силовой агрегат имеет высокие показатели выносливости, легкий запуск при любых температурах, особенно в суровую зиму.
Автоматический блок позволяет конструкции максимально быстро включиться при отсутствии тока в электрической сети.
Генератор помещен в звукоизоляционный кожух, который эффективно снижает уровень шума и вибраций.
Характеристики:
- объем двигателя — 500 куб. см;
- активная мощность — 5.4 кВт;
- уровень шума — 72 дБ;
- защита от перегрузок, глушитель.
Достоинства:
- функционирует от любого вида газа;
- вырабатывает стабильный ток;
- выносливый двигатель;
- экономичность;
- привлекательный дизайн;
- исключен перегрев.
Недостатки:
нет.
Generac 7145
Однофазный генератор из серии GUARDIAN. Основан на базе современного двигателя Generac G-Force с увеличенным объемом, двумя цилиндрами и четырьмя тактами, воздушным охлаждением.
Является отличным вариантом для обеспечения электроэнергией частных домов, предприятий, небольших производств.
Поставляется в шумозащитном кожухе, снижающим уровень шума и вибрации. Для работы системы в автоматическом режиме необходимо дополнить агрегат опцией «блок автоматики».
Для запуска в холодную погоду — опцией «подогрев».
Характеристики:
- объем двигателя — 999 куб. см;
- активная мощность — 10 кВт;
- сила тока — 45.5 А;
- уровень шума — 63 дБ;
- глушитель;
- размеры — 122.8х73.3х63.5 см;
- вес — 176 кг.
Достоинства:
- неприхотливость к интенсивным нагрузкам;
- работа на любом виде газа;
- легкий доступ к основным элементам;
- привлекательный дизайн;
- дополнительные опции;
- улучшенная версия двигателя;
- стабильная подача тока.
Недостатки:
нет.
Преимущества и недостатки
Генераторы с автозапуском обеспечивают подачу резервного питания во время отключений основной энергосети. Главное преимущество этих устройств состоит в том, что запуск и остановка электростанций происходит без участия человека. К прочим преимуществам можно отнести:
- высокую надёжность автоматики;
- защиту от КЗ во время работы станции;
- минимальное обслуживание.
Надёжность системы аварийного питания обеспечивается проверкой блоком АВР условий, соблюдение которых разрешает запуск генератора. К ним относятся:
- отсутствие короткого замыкания в обслуживаемой линии;
- факт срабатывание вводного выключателя;
- наличие или отсутствие напряжения в защищаемой зоне.
При несоблюдении одного из перечисленных условий, команда на запуск двигателя не поступит.
Говоря о недостатках, можно отметить, что генераторы с системами автозапуска требуют к себе повышенного контроля над состоянием аккумуляторной батареи и своевременной дозаправкой топлива. Если генератор долго бездействует, необходимо тестировать его запуск.
Особенности дизельного топлива
Большинство требований к системе питания дизельного мотора выдвигается с учетом того, что дизельное топливо имеет ряд специфических особенностей. Горючее такого рода представляет собой смесь керосиновых и газойлевых соляровых фракций. Дизельное топливо получают после того, как из нефти реализуется отгон бензина.
Дизельное топливо обладает целым рядом свойств, главным из которых принято считать показатель самовоспламеняемости, который оценивается цетановым числом. Представленные в продаже виды дизельного топлива имеют цетановое число на отметке 45–50. Для современных дизельных агрегатов наилучшим топливом является горючее с большим показателем цетанового числа.
Система питания дизельного ДВС обеспечивает подачу хорошо очищенного дизельного топлива к цилиндрам, ТНВД сжимает горючее до высокого давления, а форсунка подает его в распыленном на мельчайшие частицы виде в камеру сгорания. Распыленное дизельное топливо смешивает с горячим (700–900 °С) воздухом, который нагревается до такой температуры от высокого сжатия в цилиндрах (3–5 МПа) и самовоспламеняется.
Обратите внимание, рабочая смесь в дизельном моторе не поджигается отдельным устройством, а воспламеняется самостоятельно от контакта с разогретым воздухом под давлением. Эта особенность сильно отличает дизельный ДВС от бензиновых аналогов
Дизельное топливо имеет еще и более высокую плотность сравнительно с бензином, а также обладает лучшей смазывающей способностью
Не менее важной характеристикой выступает вязкость, температура застывания и чистота дизельного топлива. Температура застывания позволяет делить топливо на три базовых сорта горючего: летнее дизельное топливо, зимний дизель и арктическое дизельное топливо
Система автозапуска генератора
Ручное переключение подачи электричества потребует много времени. Вначале рубильником отключается основная сеть, затем нужно подойти к генератору, завести его, дать прогреться и только после этого можно подавать электричество на объект. После того как городское электричество вновь появилось, процедура отключения генератора повторяется в обратном порядке. Для того чтобы избежать подобных движений, был придуман автозапуск генератора, самостоятельно выполняющий все операции. Принцип действия данных устройств один и тот же, они различаются лишь по количеству функций, качеству сборки, комплектности и стоимости.
Автоматический запуск генератора осуществляется в той же последовательности, что и при ручном режиме, только значительно быстрее. Самые простые устройства выполняют обычное включение и выключение домашней электростанции. В современных моделях представлен более широкий набор функций. В основе конструкции таких устройств лежат новейшие программируемые процессоры. Система позволяет контролировать не только наличие сетевого напряжения, но и его номинальное значение по верхнему и нижнему пределам, а также разница напряжения между фазами. При выходе параметров за допустимые пределы, выполняется автоматическое переключение на генераторную установку. На некоторых моделях автоматического ввода резерва (АВР) возможно самостоятельное программирование всех необходимых параметров, обеспечивающих нормальную и корректную работу электростанции. Дополнительные настройки предусмотрены в бензиновых и дизельных генераторах с учетом их специфики.
Одна заправка топливом обеспечивает работу устройства в течение 7-9 часов. Для увеличения этого показателя работа генератора может вестись автоматически в экономичном режиме. Например, при отключении электричества, нецелесообразно включать электростанцию, чтобы обеспечить непрерывную работу только одного холодильника или газового котла. В таких случаях может задаваться режим работы «один час через три», что означает один час работы и три часа отдыха. За это время ни с холодильником, ни с системой отопления ничего не случится. За счет такой экономии увеличивается не только временной период действия станции, но и ее моторесурс.
Качественная автоматика делает эксплуатацию генератора значительно проще и доступнее практически для каждого человека. Выбор системы автозапуска рекомендуется делать в специализированных организациях, которые не только продают, но и устанавливают необходимое оборудование.
Устройство АВР
Более эффективные приборы также могут быть использованы, включая флуоресцентное освещение и пропановый холодильник. Как правило, требуется не менее четырех-шести параллельных блоков 6-вольтовых батарей, чтобы поглотить мощность либо на зарядное устройство, либо на инвертор.
Это обеспечивает достаточное накопление энергии. Чтобы рассчитать емкость аккумулятора для накопления энергии, возьмите 25 процентов мощности в ваттах (вольт-ампер) в нормальных условиях и 50 процентов в аварийных условиях. Максимальная безопасная скорость зарядки для предотвращения перегрева и повреждения аккумулятора использует уровень заряда / 10. Спрос на системы резервного питания растет.
Меньше электростанций строится из-за экологических проблем или противодействия сообщества. Существует растущая потребность в аварийном резервном питании. Тенденции в области аварийного резервного питания становятся все более убедительными.
Зачем нужен бензиновый генератор?
Устройство незаменимо во многих ситуациях. Это относится к ремонтно-строительным работам, когда технику по каким-либо причинам не удается подключить к электросети. Другая сфера, где нельзя обойтись без прибора – большие электронные хранилища, компьютерные парки. Бензиновая электростанция позволяет сохранить важные данные при возможных проблемах с сетью.
Прибор берут с собой на дачу, где часто отключают электричество. Он помогает выполнить ряд работ приборами, функционирующими от сети, например, болгаркой или циркулярной пилой. С помощью бензиновых генераторов можно завести автомобиль в самых сложных погодных условиях и запустить насос. Приборы незаменимы для туристов и рыбаков, потому что с их помощью можно подзарядить необходимые электроприборы: кипятильник или радио.
Дополнение к статье. Переключатель.
Привожу фото переключателя TDM МП-63, с помощью которого можно вручную производить переключение улица-генератор. Схема – вначале статьи, только там однополюсный переключатель, рвущий фазу.
Переключатель на фото переключает и фазу, и ноль:
Переключатель для коммутации источника напряжения. Стоит в среднем положении.
Внимание! 63А на корпусе – это не тепловой ток, и переключатель не “выбивает”, как обычный автомат! Это максимальный рабочий ток
Переключатель для коммутации источника напряжения. Выходы нуля и фазы
Переключатель для коммутации источника напряжения. Входы нуля и фазы города и генератора
Почему я настоятельно рекомендую использовать именно двухполюсный переключатель и переключать не только фазу, но и ноль – подробнее уже написал в этой статье.
Как устроен электрогенератор?
Основная деталь аппарата – корпус, состоящий из двух крышек и выполненный из алюминиевого сплава, обеспечивающего эффективный отвод излишков теплоты. На корпусе предусматривается крепежный фланец либо прилив со сквозным отверстием под длинный болт (в зависимости от марки автомобиля). В целом устройство агрегата выглядит так:
- Передняя и задняя крышки корпуса стянуты между собой винтами, изнутри к ним крепится неподвижная обмотка статора.
- На торцах крышек сделаны отверстия, куда запрессовываются подшипники вала ротора. Также по бокам предусмотрены вентиляционные проемы, служащие для охлаждения внутренностей генератора.
- Ротор, вращающийся внутри корпуса на подшипниках, представляет собой вал со второй обмоткой и двумя металлическими втулками, имеющими клиновидные вырезы. Со стороны передней крышки к валу гайкой прикручен приводной шкив.
- Снаружи задней крышки расположены медные контактные кольца и графитовые щетки, вставленные в специальные гнезда – щеткодержатели. Рядом на пластине в виде подковы собрана выпрямительная схема на диодах (иначе – диодный мост).
- Элементы передачи тока от ротора (щетки, кольца) и диодная схема закрыты снаружи защитным кожухом с многочисленными отверстиями для охлаждения. На заднем конце вала (под кожухом) закреплена крыльчатка, прогоняющая воздух сквозь корпус агрегата.
Устройство генератора электрического тока мало изменилось с момента его изобретения. Данный агрегат, предназначенный для преобразования энергии вращения в электричество, отличается совершенной конструкцией и высокой эффективностью. КПД аппарата составляет 98–99%!
Поскольку токоведущие скользящие контакты (щетки) являются слабым звеном конструкции и быстро истираются, в более современных генераторах реализован безщеточный способ передачи тока. В процессе задействована установленная на валу звездочка и дополнительная обмотка, прикрепленная изнутри к торцу задней крышки.
Невзирая на кажущуюся сложность конструкции автомобильного электрогенератора, разобрать его довольно просто. Чтобы вытащить ротор, достаточно открутить кожух и винты, стягивающие 2 крышки, предварительно сняв приводной шкив.